Как ИИ меняет сферу образования и что с этим делать
Как ИИ меняет сферу образования и что с этим делать

Когда речь заходит об использовании искусственного интеллекта в образовании, то говорят об этом либо скептически, либо отвлекаются на нереальные (пока ещё) сценарии будущего. Но, действительно, в этой теме сложно оставаться равнодушным: чего стоит прошлогодний кейс со студентом РГГУ, который защитил написанный нейросетью диплом. После этого многие задумались, нужно ли образование в текущих реалиях, или его актуальность несколько поубавилась? Каким будет образование в будущем, какую роль в нем может сыграть ИИ? В этой статье попробуем перечислить технологии искусственного интеллекта, которые уже используются в российской образовательной сфере, и заодно приведем рекомендации по внедрению технологий в эту важную отрасль. Подробнее же на тему применения искусственного интеллекта в образовании мы поговорим на отдельной сессии Youth RIGF 2024 5 апреля.

Какие технологии ИИ применяются в российском образовании сейчас

В образовательных учреждениях в России активно используются такие инструменты, как системы дистанционного обучения, электронные библиотеки, электронные дневники, которые позволяют модернизировать техническую сторону процесса обучения и сделать его более простым и доступным.

Например, Лаборатория искусственного интеллекта в «Сбере» использует улучшения опыта студентов через организацию конспектов лекций на основе открытых моделей. Процесс состоит из двух этапов: сначала речь лектора преобразуется в текст с помощью модели распознавания речи, а затем с использованием языковых моделей, таких как BERT, извлекаются наиболее значимые предложения для составления конспекта. Этот подход может быть полезен методистам для автоматизации создания учебных материалов для студентов.

А в проекте «Московская электронная школа» используется предсказательная аналитика, которая помогает учителям оценить, сколько времени ученики потратят на различные активности в классе или дома, такие как выполнение заданий, контрольные работы или практические упражнения. Эти прогнозы позволяют педагогам эффективно планировать уроки и контролировать прогресс класса. Проект уже подключен к 37% школ в Москве, что обеспечивает достаточное количество данных для анализа и прогнозирования.

Также в «Московской электронной школе» в рамках проекта "01 Математика" был представлен кейс адаптивного обучения. Специалисты реализовали адаптивную систему обучения, которая подстраивается под индивидуальные потребности учащихся. Этот подход, известный как адаптивный фейдинг, позволяет системе сначала активно помогать учащимся и затем постепенно давать им больше независимости для самостоятельного развития.

Это стало возможным благодаря анализу больших данных об обучении школьников, включая скорость прохождения уроков, ошибки в выполнении заданий и способы взаимодействия учеников с системой. Искусственный интеллект от проекта «01 Математика» способен обнаруживать проблемы у учащихся и предлагать им подходящую помощь, такую как дополнительные материалы или упрощенные уроки. Эта технология сопоставляет цифровой след обучения каждого ученика с данными из базы, что позволяет более 90% школьников успешно завершать учебные блоки, следуя своему индивидуальному треку.

4 рекомендации по внедрению ИИ в образовательный процесс

По мнению экспертов АНО «Цифровая экономика», в будущем образование невозможно представить без участия ИИ, который будет использоваться всеми участниками образовательного процесса. Речь при этом идет не столько о техническом оснащении образовательных учреждений, сколько о смене образовательной парадигмы и ответственном отношении к самой технологии. Мы можем выделить четыре ключевые рекомендации по применению ИИ в образовании:

  1. Контроль качества работы ИИ. Необходимо регулярно проверять и верифицировать работу искусственного интеллекта. Генеративные сети, тот же ChatGPT, часто ошибается, но делает это убедительно — важно, чтобы мониторинг осуществляли специализированные методисты и педагоги.

  2. Соблюдение принципов этичности и прозрачности. Использование ИИ должно происходить там, где решения и принципы работы технологии понятны и прозрачны. Это особенно важно в образовательных проектах, где ошибки могут иметь серьезные последствия для учащихся.

  3. Не замена учителей, а помощь. Искусственный интеллект следует рассматривать как помощника, а не замену учителя. Социальное взаимодействие и личный подход к обучению являются важными аспектами образования, которые не могут быть заменены технологией. В качестве примера можно привести приложение, которое в разы ускоряет проверку контрольных работ —такую технологию уже используют в Китае.

  4. Сохранение человечности. Цель цифровизации образования - помощь учащимся в реализации их потенциала. Поэтому важно сохранять человечный подход при реализации проектов с использованием ИИ, чтобы сделать образование более эффективным и правильным.